Кажется, совсем недавно вы гордо выносили небольшой сверток из роддома, из которого крики младенца звучали тихо, а рядом с не менее гордым видом шёл отец. И вы столько времени думали наперед, чтобы дать своему ребенку все знания, которые пригодятся ему в будущем. А теперь он довольно большой, довольно бегло говорит и любит слушать стихи и песни. Но - вот в чем проблема - простых слов он запомнить не может. Это, безусловно, огорчает вас и вашего ребенка. Справиться с этой катастрофой поможет статья «Развитие детской памяти: упражнения» с помощью интересных игр, так что память ребенка будет стремительно расти.
Любые игры могут начаться, как только вы заметите, что ребенок достаточно развит, чтобы производить хотя бы обычные логические операции из нескольких концепций одновременно, пытаясь заранее продумать свои действия, зная, как это работает с любой ситуацией. И это касается абсолютно любого процесса, начиная от еды («Если Лилия неряшливо кушает - Лилия запачкается и ей придется постирать платье»), и заканчивая чтением, когда ребенку нужно запомнить первую букву составного слова. Даже в зрелом возрасте необходима хорошая память.
Развитие памяти у ребенка - деликатное и связующее звено, которым должны серьезно заниматься и родители, и воспитатели в детском саду. Конечно, этот процесс очень важный и сложный - но в жизни ребенка он должен иметь место, потому что многое зависит от памяти.
Какие упражнения помогут в развитии памяти у детей? Условно их можно разбить на разные уровни сложности. Вы сможете определить, какой уровень сейчас нужен вашему ребенку. Когда вы заметите, что упражнение неинтересно ребенку - усложняйте задачу, позвольте памяти постепенно тренироваться.
1. Развитие детской памяти: упражнения 1 уровня сложности
Приступать к занятиям можно тогда, когда ребенок все знает об определенных предметах, так сказать, в лицо, чтобы не запутаться на уроках. Ведь если попросишь кроху, найти зайчика, и он с радостью достанет собаку - это значит, что упражнение не соответствует требуемому уровню образования, поэтому занятия нужно отложить.
• Первое занятие: игрушки
Покажите ребенку две маленькие игрушки, которые он знает и любит с ними играть. Спрячьте их в два больших открывающихся, перевернутых круга - пусть попробует найти игрушку. То же упражнение можно значительно сократить, если держать игрушку в кулаке и также реализовывать.
• Второе занятие: карты
Когда ребенок научится осторожно переворачивать стаканы и раскрывать руки - попробуйте использовать карточки. Это означает, что есть два плоских изображения каких-то животных (для простоты), название которых ребенок давно выучил. Задайте ребенку простой вопрос: «Где слоненок?». Ребенок должен упомянуть карточку, на которой изображен слон, и показать этот рисунок.
2. Развитие детской памяти: упражнения 2 уровня сложности
Приступить к выполнению этого комплекса упражнений можно, как только ваш ребенок научится правильно угадывать - какие игрушки или фотографии (в количестве двух штук) спрятали в кулаки и развернули. Суть исполнения не отличается от первого, единственное изменение - количество предметов.
• Первое занятие: игрушки и карты
Во время этого упражнения ребенок должен видеть ваши манипуляции. Возьмите три маленькие игрушки (пока не берите однотипные, три машины и три рыбки, возьмите три совершенно разных предмета) и, как в первом комплексном исследовании, поместите их под перевернутые чашки. Спросите ребенка: «Где мама прячет машину?» Подождите, пока ребенок вспомнит, где спрятана эта игрушка, откроет соответствующий сосуд и убедитесь, что желаемый эффект достигнут. Еще раз поинтересуйтесь, где находятся остальные игрушки, например, «Где спрятан тигр?».
Когда ваш ребенок научится с этим справляться, используйте фотографии с другим изображением - не обязательно только с животными. Карточки, которые описывают предметы быта и мебель, фрукты и овощи, которые ребенок знает с детства. Как только ваш ребенок угадает, где спрятана каждая картинка, не забудьте похвалить и подбодрить его или ее - дайте своему ребенку мотивацию играть в эти игры.
• Второе занятие: все наоборот
Исходный материал для этого задания такой же, как и для всех предыдущих - несколько карточек. Но, учитывая, что занятие у этого ребенка будет новым, сделайте первые два снимка. Переверните карточки обратной стороной. Теперь спросите у ребёнка «Что спрятано на этой карточке?». Если ребенок не знает слов, он может использовать определенные жесты или, например, издавать звуки, такие как животное, спрятанное на карточке. Очевидно, что это занятие требует от ребенка базовых знаний: что это за животные и как они «говорят».
• Третье занятие: маленький ученый
Вероятно, ваш ребенок уже совершает обход по квартире в поисках чего-то нового. Идея в том, что он должен знать, в какой комнате можно найти тот или иной предмет. Вы должны проверить его знания. Попросите ребенка принести из комнаты зонтик. Если ваш ребенок готов к такой работе, он легко поймет вашу просьбу, вернется туда, где когда-то видел зонт, и принесет его вам. Под зонтиком не обязательно останавливаться - каждый раз можно просить кроху принести что-то новое.
• Четвертое занятие: немного мастера
Выполняя домашние дела, обязательно включайте в это и своего малыша. Позвольте помочь ему вам с уборкой и готовкой, потому что у него хватает силы и ловкости, чтобы следовать некоторым простым инструкциям. Если попросить подмести ребенка, но он этого не делает, попробуйте подметать вместе с ним. Эти занятия способствуют развитию как памяти, так и речи, что тоже немаловажно. При уборке уделяйте больше внимания мелким деталям. Увидев воду под раковиной, они кричат: «Ой, смотрите, лужа!» И, подняв мешок с мукой, устало дышат: «Тяжело!».
3. Развитие детской памяти: упражнения 3 уровня сложности
Эта группа упражнений означает, что ребенок может воздействовать на несколько предметов и одновременно предвидеть как минимум два шага вперед. Причем его речь должна быть достаточно развитой - ребенок должен понимать каждое сказанное вами слово в отдельности.
• Первое занятие: долгий разговор
Постепенно откажитесь от привычки разговаривать с ребенком короткими фразами. Чем длиннее предложение, тем лучше мозговая деятельность ребенка, особенно если, например, вы просите его сделать сразу несколько дел. Отправьте ребенка в комнату с просьбой принести вам медведя и собаку. Или любую вещь, но не называя ее и не объясняя ребенку ее основных особенностей. Это нужно для того, чтобы малыш подумал, какая вещь в доме подходит под описание. Вещи будут заданы так, чтобы ребенок не руководствовался логикой. Вы можете предложить ему такие условия, которых он не ожидал. Например, вовремя принести вилку и правильный носок. Не пытайтесь облегчить проблему ребенка, повторяйте просьбу, как бы долго она ни длилась, в целом, а если ребенок не понимает или не может вспомнить - повторяйте терпеливо еще раз. Если ваш малыш уже может говорить, попросите его или ее продублировать ваш запрос, прежде чем делать это.
• Второе занятие: игра в куклы
Возьмите две куклы (можно взять еще две игрушки) - большую и маленькую – посадите их за стол к ужину. Попросите ребенка помочь кукле есть, он должен дать большой кукле большую тарелку, а маленькой - чашку и ложку. И наоборот.
• Третье занятие: отложенная реакция
Это упражнение предназначено для того, чтобы внимание ребенка надолго было сосредоточено на чем-то одном. Например, если ребенок хочет налить стакан воды - не спешите бросаться к бутылке. Попросите его подождать - мол, сначала нужно подмести, а потом следовать его просьбе. Таким образом, у ребенка развивается память - он терпеливо ждет, пока ему нальют воду - человек сосредотачивается на деятельности, сроках, которые максимально не сжимаются. Однако не переусердствуйте – не идите смотреть телевизор вместо того, чтобы помогать ребенку. Ограничьте несколько минут - тогда можно постепенно увеличивать временной интервал.
• Четвертое занятие: рисуй и говори
Ваш ребенок, вероятно, уже знаком с ручками, карандашами, мелками или красками и будет счастлив разрисовать страницы своего первого альбома. Предложите, чтобы сделать совместную брошюру, в которой ребенок опишет свой обычный день. После того, как фотографии будут подготовлены - задайте детям вопросы о том, что он делает на этом фото, нравится ли ему это делать? Постарайтесь, чтобы ребёнок как можно подробнее описывал каждое действие.
• Пятое занятие: кукольный театр, сделанный своими руками
Вспомните, как часто вам читали сказки «Репка», «Колобок»» или «Теремок» и не случайно. Все эти истории имеют в своей структуре повторяющуюся последовательность событий, в которой меняются только формы. Активируйте каждую из этих историй вместе с ребенком, используя тематические игрушки или фотографии домашних животных.
• Шестое занятие: ребенок и окружающий мир
Не думайте, что, если ваш ребенок научился играть, в вашем участии в играх больше нет необходимости. Просто играйте и запускайте ситуационную игру как можно чаще. Вам ничего не стоит разыграть сцены дома или в поликлинике. Позвольте вашему ребенку подумать о следующих шагах - чтобы дать волю своему растущему воображению. Позже эти игры станут основой вашего собственного веселья.
• Седьмое занятие: ребенок и жизнь
Постарайтесь приобщить ребенка к абсолютно любой работе, в которой принимали участие члены семьи. Ему нужно будет овладеть всеми этими пунктами и рабочими навыками, которые станут отличным инструментом в базовой взрослой жизни. Предположим, вы готовите ужин - тогда вы можете попросить ребенка достать из буфета большую сковороду и поставить ее на обозначенный стол. Пока вы моете пол, попросите ребенка взять тряпку и вытереть пыль или вырвать сорняки в саду, пока поливаете овощи.
4. Развитие детской памяти: упражнения 4 уровня сложности
По мере того, как ваш ребенок постоянно растет, вы заметите, что ему уже надоело выполнять упражнения 3 уровня сложности - пора переходить к самым сложным урокам для детей.
• Первое занятие: работа с разными характеристиками предметов
Для этого вам понадобится несколько похожих продуктов, которые имеют разные свойства. Например, большие, средние и маленькие тарелки, куклы разных размеров и открытки, на которых нарисованы разные фрукты.
Теперь разложите предметы и попросите его выполнить какие-либо действия по отношению к этим предметам. Например, скажите ему: «Возьми центральную тарелку и дай её самой маленькой кукле». И так далее. Вариаций, как известно, очень много. Теперь выложите перед ребёнком карточки с изображением фруктов и попросите их воссоздать действие. Скажите ребенку: «Пожалуйста, дай большой кукле, один апельсин и три банана, и маленькой - один банан и два яблока». Если ребенок не понимает или не выполняет вашего задания - не поленитесь повторить его еще раз.
• Второе занятие: комплексное обучение
Аналогичное действие было в комплексных мероприятиях третьего уровня сложности. Как известно, теперь его придется усложнять. Вам необходимо составить предложение для ребенка, которое представлено тремя пунктами выше и в котором есть несколько действий, которые должны выполняться в определенном порядке. Попробуйте озадачить своего ребенка такой просьбой, о которой он никогда не слышал. Например, скажите ему: «Возьми расческу в ванной и кухонную прихватку и положи мне в шапку». Опять же, каждый запрос нужно повторять каждый раз снова и снова целиком, а не разделять на короткие фразы.
• Третье занятие: запоминайте и изобретайте
Часто задавайте детям вопросы о том, как это было вчера, что он делал и как он хочет провести завтрашний день. Попробуйте узнать подробности. Если ребенок говорит, что завтра пойдет гулять, спросите его, какую одежду он хочет надеть. Задавайте наводящие вопросы, стараясь узнать все: начиная от цвета футболки и заканчивая носком.
• Четвертое занятие: ролевые игры с сюжетом
Занятиям этого типа нужно просто уделить столько внимания, на сколько разовьется сюжет ролевой игры, а также память и воображение ребенка, его ассоциативное мышление. Активируйте важные сцены во время игры, постарайтесь сохранить удовольствие с максимальной детализацией. Например, кукла Маша приехала в гости и принесла вкусный торт. Даша забыла заварить чай. Спросите ребенка - как заварить чай? Также не забывайте об эмоциональном выражении ваших чувств в игре, дизайне своих кукол или плюшевых зайчиков. Объясните ребенку, что куколки тоже умеют радоваться и обижаться, злиться и веселиться.
Эти простые упражнения помогут вам развить память вашего ребенка, будет намного легче учить и запоминать стихи, считать, читать и писать. Не ленитесь и не забывайте играть со своим ребенком, давая ему верный путь к лучшему будущему.
Любые игры могут начаться, как только вы заметите, что ребенок достаточно развит, чтобы производить хотя бы обычные логические операции из нескольких концепций одновременно, пытаясь заранее продумать свои действия, зная, как это работает с любой ситуацией. И это касается абсолютно любого процесса, начиная от еды («Если Лилия неряшливо кушает - Лилия запачкается и ей придется постирать платье»), и заканчивая чтением, когда ребенку нужно запомнить первую букву составного слова. Даже в зрелом возрасте необходима хорошая память.
Развитие памяти у ребенка - деликатное и связующее звено, которым должны серьезно заниматься и родители, и воспитатели в детском саду. Конечно, этот процесс очень важный и сложный - но в жизни ребенка он должен иметь место, потому что многое зависит от памяти.
Какие упражнения помогут в развитии памяти у детей? Условно их можно разбить на разные уровни сложности. Вы сможете определить, какой уровень сейчас нужен вашему ребенку. Когда вы заметите, что упражнение неинтересно ребенку - усложняйте задачу, позвольте памяти постепенно тренироваться.
1. Развитие детской памяти: упражнения 1 уровня сложности
Приступать к занятиям можно тогда, когда ребенок все знает об определенных предметах, так сказать, в лицо, чтобы не запутаться на уроках. Ведь если попросишь кроху, найти зайчика, и он с радостью достанет собаку - это значит, что упражнение не соответствует требуемому уровню образования, поэтому занятия нужно отложить.
• Первое занятие: игрушки
Покажите ребенку две маленькие игрушки, которые он знает и любит с ними играть. Спрячьте их в два больших открывающихся, перевернутых круга - пусть попробует найти игрушку. То же упражнение можно значительно сократить, если держать игрушку в кулаке и также реализовывать.
• Второе занятие: карты
Когда ребенок научится осторожно переворачивать стаканы и раскрывать руки - попробуйте использовать карточки. Это означает, что есть два плоских изображения каких-то животных (для простоты), название которых ребенок давно выучил. Задайте ребенку простой вопрос: «Где слоненок?». Ребенок должен упомянуть карточку, на которой изображен слон, и показать этот рисунок.
2. Развитие детской памяти: упражнения 2 уровня сложности
Приступить к выполнению этого комплекса упражнений можно, как только ваш ребенок научится правильно угадывать - какие игрушки или фотографии (в количестве двух штук) спрятали в кулаки и развернули. Суть исполнения не отличается от первого, единственное изменение - количество предметов.
• Первое занятие: игрушки и карты
Во время этого упражнения ребенок должен видеть ваши манипуляции. Возьмите три маленькие игрушки (пока не берите однотипные, три машины и три рыбки, возьмите три совершенно разных предмета) и, как в первом комплексном исследовании, поместите их под перевернутые чашки. Спросите ребенка: «Где мама прячет машину?» Подождите, пока ребенок вспомнит, где спрятана эта игрушка, откроет соответствующий сосуд и убедитесь, что желаемый эффект достигнут. Еще раз поинтересуйтесь, где находятся остальные игрушки, например, «Где спрятан тигр?».
Когда ваш ребенок научится с этим справляться, используйте фотографии с другим изображением - не обязательно только с животными. Карточки, которые описывают предметы быта и мебель, фрукты и овощи, которые ребенок знает с детства. Как только ваш ребенок угадает, где спрятана каждая картинка, не забудьте похвалить и подбодрить его или ее - дайте своему ребенку мотивацию играть в эти игры.
• Второе занятие: все наоборот
Исходный материал для этого задания такой же, как и для всех предыдущих - несколько карточек. Но, учитывая, что занятие у этого ребенка будет новым, сделайте первые два снимка. Переверните карточки обратной стороной. Теперь спросите у ребёнка «Что спрятано на этой карточке?». Если ребенок не знает слов, он может использовать определенные жесты или, например, издавать звуки, такие как животное, спрятанное на карточке. Очевидно, что это занятие требует от ребенка базовых знаний: что это за животные и как они «говорят».
• Третье занятие: маленький ученый
Вероятно, ваш ребенок уже совершает обход по квартире в поисках чего-то нового. Идея в том, что он должен знать, в какой комнате можно найти тот или иной предмет. Вы должны проверить его знания. Попросите ребенка принести из комнаты зонтик. Если ваш ребенок готов к такой работе, он легко поймет вашу просьбу, вернется туда, где когда-то видел зонт, и принесет его вам. Под зонтиком не обязательно останавливаться - каждый раз можно просить кроху принести что-то новое.
• Четвертое занятие: немного мастера
Выполняя домашние дела, обязательно включайте в это и своего малыша. Позвольте помочь ему вам с уборкой и готовкой, потому что у него хватает силы и ловкости, чтобы следовать некоторым простым инструкциям. Если попросить подмести ребенка, но он этого не делает, попробуйте подметать вместе с ним. Эти занятия способствуют развитию как памяти, так и речи, что тоже немаловажно. При уборке уделяйте больше внимания мелким деталям. Увидев воду под раковиной, они кричат: «Ой, смотрите, лужа!» И, подняв мешок с мукой, устало дышат: «Тяжело!».
3. Развитие детской памяти: упражнения 3 уровня сложности
Эта группа упражнений означает, что ребенок может воздействовать на несколько предметов и одновременно предвидеть как минимум два шага вперед. Причем его речь должна быть достаточно развитой - ребенок должен понимать каждое сказанное вами слово в отдельности.
• Первое занятие: долгий разговор
Постепенно откажитесь от привычки разговаривать с ребенком короткими фразами. Чем длиннее предложение, тем лучше мозговая деятельность ребенка, особенно если, например, вы просите его сделать сразу несколько дел. Отправьте ребенка в комнату с просьбой принести вам медведя и собаку. Или любую вещь, но не называя ее и не объясняя ребенку ее основных особенностей. Это нужно для того, чтобы малыш подумал, какая вещь в доме подходит под описание. Вещи будут заданы так, чтобы ребенок не руководствовался логикой. Вы можете предложить ему такие условия, которых он не ожидал. Например, вовремя принести вилку и правильный носок. Не пытайтесь облегчить проблему ребенка, повторяйте просьбу, как бы долго она ни длилась, в целом, а если ребенок не понимает или не может вспомнить - повторяйте терпеливо еще раз. Если ваш малыш уже может говорить, попросите его или ее продублировать ваш запрос, прежде чем делать это.
• Второе занятие: игра в куклы
Возьмите две куклы (можно взять еще две игрушки) - большую и маленькую – посадите их за стол к ужину. Попросите ребенка помочь кукле есть, он должен дать большой кукле большую тарелку, а маленькой - чашку и ложку. И наоборот.
• Третье занятие: отложенная реакция
Это упражнение предназначено для того, чтобы внимание ребенка надолго было сосредоточено на чем-то одном. Например, если ребенок хочет налить стакан воды - не спешите бросаться к бутылке. Попросите его подождать - мол, сначала нужно подмести, а потом следовать его просьбе. Таким образом, у ребенка развивается память - он терпеливо ждет, пока ему нальют воду - человек сосредотачивается на деятельности, сроках, которые максимально не сжимаются. Однако не переусердствуйте – не идите смотреть телевизор вместо того, чтобы помогать ребенку. Ограничьте несколько минут - тогда можно постепенно увеличивать временной интервал.
• Четвертое занятие: рисуй и говори
Ваш ребенок, вероятно, уже знаком с ручками, карандашами, мелками или красками и будет счастлив разрисовать страницы своего первого альбома. Предложите, чтобы сделать совместную брошюру, в которой ребенок опишет свой обычный день. После того, как фотографии будут подготовлены - задайте детям вопросы о том, что он делает на этом фото, нравится ли ему это делать? Постарайтесь, чтобы ребёнок как можно подробнее описывал каждое действие.
• Пятое занятие: кукольный театр, сделанный своими руками
Вспомните, как часто вам читали сказки «Репка», «Колобок»» или «Теремок» и не случайно. Все эти истории имеют в своей структуре повторяющуюся последовательность событий, в которой меняются только формы. Активируйте каждую из этих историй вместе с ребенком, используя тематические игрушки или фотографии домашних животных.
• Шестое занятие: ребенок и окружающий мир
Не думайте, что, если ваш ребенок научился играть, в вашем участии в играх больше нет необходимости. Просто играйте и запускайте ситуационную игру как можно чаще. Вам ничего не стоит разыграть сцены дома или в поликлинике. Позвольте вашему ребенку подумать о следующих шагах - чтобы дать волю своему растущему воображению. Позже эти игры станут основой вашего собственного веселья.
• Седьмое занятие: ребенок и жизнь
Постарайтесь приобщить ребенка к абсолютно любой работе, в которой принимали участие члены семьи. Ему нужно будет овладеть всеми этими пунктами и рабочими навыками, которые станут отличным инструментом в базовой взрослой жизни. Предположим, вы готовите ужин - тогда вы можете попросить ребенка достать из буфета большую сковороду и поставить ее на обозначенный стол. Пока вы моете пол, попросите ребенка взять тряпку и вытереть пыль или вырвать сорняки в саду, пока поливаете овощи.
4. Развитие детской памяти: упражнения 4 уровня сложности
По мере того, как ваш ребенок постоянно растет, вы заметите, что ему уже надоело выполнять упражнения 3 уровня сложности - пора переходить к самым сложным урокам для детей.
• Первое занятие: работа с разными характеристиками предметов
Для этого вам понадобится несколько похожих продуктов, которые имеют разные свойства. Например, большие, средние и маленькие тарелки, куклы разных размеров и открытки, на которых нарисованы разные фрукты.
Теперь разложите предметы и попросите его выполнить какие-либо действия по отношению к этим предметам. Например, скажите ему: «Возьми центральную тарелку и дай её самой маленькой кукле». И так далее. Вариаций, как известно, очень много. Теперь выложите перед ребёнком карточки с изображением фруктов и попросите их воссоздать действие. Скажите ребенку: «Пожалуйста, дай большой кукле, один апельсин и три банана, и маленькой - один банан и два яблока». Если ребенок не понимает или не выполняет вашего задания - не поленитесь повторить его еще раз.
• Второе занятие: комплексное обучение
Аналогичное действие было в комплексных мероприятиях третьего уровня сложности. Как известно, теперь его придется усложнять. Вам необходимо составить предложение для ребенка, которое представлено тремя пунктами выше и в котором есть несколько действий, которые должны выполняться в определенном порядке. Попробуйте озадачить своего ребенка такой просьбой, о которой он никогда не слышал. Например, скажите ему: «Возьми расческу в ванной и кухонную прихватку и положи мне в шапку». Опять же, каждый запрос нужно повторять каждый раз снова и снова целиком, а не разделять на короткие фразы.
• Третье занятие: запоминайте и изобретайте
Часто задавайте детям вопросы о том, как это было вчера, что он делал и как он хочет провести завтрашний день. Попробуйте узнать подробности. Если ребенок говорит, что завтра пойдет гулять, спросите его, какую одежду он хочет надеть. Задавайте наводящие вопросы, стараясь узнать все: начиная от цвета футболки и заканчивая носком.
• Четвертое занятие: ролевые игры с сюжетом
Занятиям этого типа нужно просто уделить столько внимания, на сколько разовьется сюжет ролевой игры, а также память и воображение ребенка, его ассоциативное мышление. Активируйте важные сцены во время игры, постарайтесь сохранить удовольствие с максимальной детализацией. Например, кукла Маша приехала в гости и принесла вкусный торт. Даша забыла заварить чай. Спросите ребенка - как заварить чай? Также не забывайте об эмоциональном выражении ваших чувств в игре, дизайне своих кукол или плюшевых зайчиков. Объясните ребенку, что куколки тоже умеют радоваться и обижаться, злиться и веселиться.
Эти простые упражнения помогут вам развить память вашего ребенка, будет намного легче учить и запоминать стихи, считать, читать и писать. Не ленитесь и не забывайте играть со своим ребенком, давая ему верный путь к лучшему будущему.