WhatsApp
Новости

Когда ребенок начинает ползать

Стоит ли родителям беспокоиться о том, что ребенок не ползает?

Почему некоторые дети не умеют ползать и продолжают нормально развиваться? В этой статье Вы найдёте ответы на эти и несколько других вопросов, которые чаще всего задают родители относительно различных форм детской физической активности, предшествующих этапу самостоятельной ходьбы.

Согласно международному исследованию Всемирной организации здравоохранения, младенцы обычно начинают ползать в возрасте от 6 до 11 месяцев, при этом примерно половина ползает в 8,3 месяца (ВОЗ, 2006 г.). Около 7% детей полностью перестают ползать. Это повод для беспокойства? Нет, если ребенок демонстрирует другие альтернативы ползанию в положении лежа на животе.

1. Репертуар движений, который дети представляют перед самостоятельной ходьбой, разнообразен

Последовательные двигательные навыки проявляются у разных детей в разное время, в разном порядке, плавно или скачкообразно, иногда пропуская определенный этап. Это очень индивидуально и зависит от многих факторов. Часто сталкиваемся с ситуациями, когда дети «упорно» передвигаются по своему любимому образцу, и ничто не может этого изменить. При исследовании они не показывают нарушений мышечного напряжения или каких-либо других отклонений.

Вместе с родителями пытаемся выработать план действий, чтобы спровоцировать ожидаемую форму движения, и иногда это удается без труда, а иногда заканчивается только раздражением и бунтом со стороны ребенка, поэтому родители сдаются. Не нужно беспокоиться об этом, беспокоиться о том, что будет в будущем. Если позже родители предоставят ребенку возможность развивать различные физические нагрузки, например, на детской площадке, этот ребенок разовьет весь репертуар движений и сформирует правильную осанку. И наоборот, ребенок, который красиво ползал, прекрасно развивался, но после 1 года (или, что ужасно раньше) будет сидеть перед телевизором или планшетом и будет проводить все больше и больше времени таким образом, вместо того, чтобы активно двигаться, он, конечно, не разовьет свой потенциал и будет иметь много проблем, наименьшая из которых будет неправильной поза тела.

Физические условия, то есть маленький, худой или большой и тяжелый ребенок, часто определяют момент ползания. Большие малыши начинают ползать немного позже, дольше ползают и начинают вставать у мебели позже своих сверстников.

Как одет ребенок. Оказывается, младенцы, рожденные зимой, ползают быстрее, потому что период ползания приходится на летнее время, когда младенцы легко одеты, поэтому у них больше свободы передвижения, а босые ноги имеют лучшие условия для отталкивания от предметов, пола и облегчения движения вперед.

С другой стороны, гораздо более важный и неизменный фактор, влияющий на ход моторного развития, подтвержденный различными исследованиями, - это возможность активно проводить время на животе с первых дней после рождения. Дети, у которых есть возможность попрактиковаться в поднятии головы, укреплении мышц плечевого пояса, разгибателей спины и других антигравитационных мышц, обычно не испытывают проблем с ползанием.

2. Как можно помочь ребенку развить абдоминальную активность?

Лягте на пол вместе с ним на коврик, поощряйте его поднимать голову и, со временем, развивая навыки поддержки, мотивируйте его двигаться. Создание игровой атмосферы помогает ребенку прилагать дальнейшие усилия и развивать новые двигательные навыки.

Условия окружающей среды являются важным фактором, определяющим манеру передвижения детей. Скользкие, гладкие поверхности, такие как панели, плитка и, к сожалению, в основном это полы, которые у нас сейчас есть дома, заставляют детей скользить по животу, используя руки для движения. Попытки принять положение на коленях и руках часто приводят к «нарушению» положения и возвращению к заносу. Давайте помнить, что цель ребенка - только попасть туда, куда он хочет, и ему все равно, как он это делает. Вы можете ему помочь организуя среду: изменение основы, установка нескользящих ковриков, различных препятствий, сначала небольших, затем более высоких, которые дети обычно преодолевают, подстраивая под себя движения своего тела. Такое разнообразное окружение заставляет ребенка развивать свой багаж чувственных переживаний.

Если Ваш ребенок с самого начала очень активен, он, вероятно, будет ползать быстрее, чем сидеть. В этом нет ничего тревожного. Лучше всего ребенок развивается в движении. В этом случае сидение – это менее интересная поза, скорее пассивная. Кроме того, ребенок, который активно ползает, а затем начинает садиться, без труда меняет позу, когда ему это нужно. Сидение временное, ручные игры в таком положении длятся недолго, гораздо интереснее исследовать окрестности.

3. Эквивалентные и альтернативные узоры ползанию, движения на ягодицах

Некоторые дети, особенно те, которые не принимали лежание на животе в первые месяцы жизни и сидели преждевременно, пропускают ползание и демонстрируют определенную остановку моторного развития в 8-10 месяцев жизни. Затем, желая как-то пошевелиться, передвигаются на ягодицах с опорой на одну руку. Если они узнали, что у них есть одна свободная ручка таким образом, что они могут держать игрушку, будет сложно ее поменять. Это не аномальный образец и не связано с неврологическим расстройством. Это не повод для беспокойства, но стоит побудить вашего ребенка заниматься другими видами деятельности, изменив окружающую среду, как обсуждалось ранее, чтобы развить репертуар двигательных паттернов. Это будет полезно для развития проприоцепции, то есть ощущения тела при движении.

4. Ползти

Некоторым детям неудобно ползать и оставаться на стадии ползания, поэтому им не нужно «беспокоиться» о потере равновесия и плавно переключаться с этого занятия на вставание у мебели. Если ползание чередуется, не нужно беспокоиться о том, что у ребенка не развилось ползание. Он обеспечивает себе достаточную тренировку тела при ползании и преодолении препятствий.

5. Асимметричная ползучесть

Это тоже часто беспокоит родителей. Вначале ползание обычно асимметрично, т.е. ребенок более активно использует одну сторону тела, но во время других занятий нет проблем с симметричным использованием конечностей. Это потому, что чередование ползучести сложнее, требует больше усилий, так что зачем беспокоиться, если можно выбрать более простую стратегию. Тем не менее, этот способ передвижения должен измениться в течение 4-6 недель на другую, более продвинутую форму движения: попеременное ползание или ползание.

6. Самое главное - это разнообразие

Дети выбирают наиболее выгодную для них стратегию движения в определенный период, момент дня, в зависимости от условий окружающей среды, мотивации, энергетических ресурсов или просто настроения. Если наблюдаете у ребенка переменную активность, различные паттерны движений: ползание, смещение назад, балансирование в положении на руках и коленях, несколько циклов ползания, а затем возвращение к ползанию, пытаясь преодолеть препятствия, то можно быть уверенными, что ребенок может справиться, даже если он еще не ползет активно в возрасте 10 или 11 месяцев. Позвольте ему выбрать момент, когда он будет готов к следующему двигательному навыку, и, прежде всего, давайте не будем принуждать, поощрять, мотивировать и создавать безопасное, интересное пространство для развития. Исследования показывают, что любая форма упражнений - это возможность тренировать другие мышцы, тренировать равновесие, визуальная оценка окружающей обстановки при различных положениях головы в пространстве. Все это очень полезно для преодоления проблем окружающей среды, когда дело доходит до ходьбы в одиночестве.

7. Что может беспокоить в образе движений ребенка?

Мы уже объяснили себе, что простое отсутствие ползания не является поводом для беспокойства, пока ребенок прогрессирует, развивает репертуар передвижения и совершенствует новые навыки, двигаясь быстрее и эффективнее.

Однако есть симптомы, которые могут беспокоить. Схематический жесткий узор, которому следует ребенок, использующий только одну половину тела, неизменный, длящийся долгое время. Мы не принимаем во внимание «асимметричное» ползание, которое является нормальным и преходящим двигательным этапом у большинства детей. Речь идет о паттерне, который неизменен, всегда один и тот же, не подлежит модификации под влиянием меняющихся условий окружающей среды.

Отсутствие прогресса в моторном развитии в течение нескольких месяцев всегда должно вызывать беспокойство. Раннее вмешательство может значительно улучшить функции и изменить путь развития ребенка, поэтому в упомянутых ситуациях следует как можно скорее обратиться к врачу.
Made on
Tilda